Новости и блоги

Будьте в курсе последних событий
7
Ноя

Журналисты УП и Liga.net о честных медиа и грязной политике

О дружбе с политиками, ссорах с коллегами, работе с источниками, аналитических текстах и медиагигиене рассказали журналисты изданий Украинская правда и Liga.net.

Политик — источник весьма коварный. Если он что-то вам говорит, значит у него, скорее всего, есть план, как использовать распространение этой информации. Журналистка “Украинской правды” Мария Жартовская посоветовала перед тем, как публиковать любую новость, рассказанную партийным деятелем, ответить себе на вопрос — почему он “сливает” именно сейчас и чем это может быть ему выгодно? Если после ответа информация не перестает быть социально значимой, тогда — публикуйте.

dn5_4432

Второй совет Марии, чтобы избежать манипуляций — задавать вопросы непосредственному герою публикации в последнюю очередь. Сначала опросить всех возможных людей вокруг темы и данной персоны. Разведать максимум информации.

Тогда, во время интервью, вы будете владеть ситуацией и на его манипуляции у вас будут контраргументы, — говорит Мария.

О личном отношении к герою нужно забыть, советует спикер. При чем, как в негативном контексте, так и в позитивном. Ей самой, когда завязалась дружба с одним из политиков, довелось идти к редактору сообщать, что она больше не может писать об этом человеке, из-за необъективности. Со всеми остальными, уверяет, удавалось держаться на расстоянии, необходимом профессионалу.

Хороший аналитический текст не будет интересен без репортажных деталей, добавляет спикер. Например, без описания обстановки, говорящих жестов спикера, говорящих деталей интерьера и тому подобного. Такие вставки в текст делают его “сочным” и “вкусным”. О них не стоит забывать, особенно, когда приходится писать о сложных малодинамичных темах.

В остальном Мария Жартовская рекомендует быть коммуникабельным, завязывать отношения, быть в теме нон-стоп и работать оперативно. Да, нелегко. Но кто говорил, что будет легко?

dn5_4461

Следующую сессию провел Петр Шуклинов, главред новостного блока Liga.net. Учитывая его опыт военкора и аналитического журналиста, Петр мог поделиться очень многим. Но в 45 минут вместили только самое актуальное — спецпроект “Медиагигиена”. Это исследование издания о политической “джинсе” в ведущих информационных сайтах Украины. В список “джинсующих” попали весьма уважаемые СМИ, после чего их отношения с Liga.net испортились. Хотя Петр Шуклинов объясняет: Мы не ставили себе цель быть судьей или разоблачить другие издания.

Собственники меняются и редакционная политика тоже. Сегодня один “джинсует”, а другой молодец, завтра — наоборот. Мы хотели научить людей отделять новости от “джинсы”.

14963516_1188513627874352_2031657726_o

Отличить рекламные материалы от реальных новостей можно по нескольким принципам. Петр объясняет, что один из наиболее показательных: комментарий персоны по несвойственной ей тематике. Например, когда издание публикует возмущенный комментарий о закупке лекарственных препаратов от имени спецпредставителя Украины по гуманитарным вопросам в Трехсторонней переговорной группе. Из уст не уполномоченной по теме персоны комментарий не является социально значимым, а остается типичной рекламой и поводом политику появиться в СМИ.

Другой принцип — количество неизвестных экспертов, институтов и ссылок на неизвестные СМИ в публикации. Чаще всего за этим скрываются рекламные материалы, говорит спикер.

Определить “джинсу” можно и по количеству публикаций. Если издание пишет о персоне больше, чем ее пресс-служба, это говорит, как минимум, о чрезмерной услужливости СМИ данному политику.

По мнению Петра, любое издание может зарабатывать, но должно соответствующим образом маркировать проплаченные публикации. Например пометкой “На правах рекламы” или “Пресс-релиз”. Что и делает сама Лига и, также, несколько других украинских СМИ.

В любом случае, резюмирует спикер, не стоит бояться признавать свои ошибки. Даже, если издание случайно опубликовало фейк, нужно поставить пометку “обновлено” и описать как случилось, что в ленту попал фейк. Тем более, стоит маркировать рекламные материалы, которые без надлежащей оплаты или бартера с пресс-службой политика не достигли бы достаточного уровня социальной значимости, чтобы появиться в ленте.

Валерия Сергеева, пресс-центр Новомедиа Форума.