2011: журналисты из 10 стран собрались в Киеве. Общая платформа: новые медиа и вечные ценности
Грандиозное событие в сфере массовой коммуникации: три дня 18, 19 и 20 ноября, в столице Украины проходил Международный форум «Новомедиа».
В Киев приехали более трехсот медиа-работников из Украины, России, Молдовы, Беларуси, Польши, Казахстана, Кыргызстана, Норвегии, Германии и Финляндии. Несколько тонн звука и света, экраны и 5-метровые баннеры, съемка на 7 камер, прямые эфиры, семинары и презентации, ток-шоу и конкурсы – все было подчинено одной миссии. Главная цель – создать плодотворный диалог светских и христианских журналистов о том, как сделать СМИ инструментом для служения обществу и утверждения вечных ценностей.
Каждый из трех дней Форума был насыщен лекциями и мастер-классами от авторитетных специалистов в своей сфере. Около 350 делегатов могли выбрать поток и тему, которая им интересна и необходима для повышения квалификации в собственной специфике.
Пятница
В первый день проходили семинары по PR-технологиям и политической журналистике, мастер-классы по режиссуре и созданию видеороликов, а также специальные лекции для церковных пресс-центров. Cюрпризом для медийщиков стал гость из детства – президент Клуба Суперкниги Робик, который посетил Форум с шоу-викториной.
Вечером первого дня участники собрались в Большом зале на Novomedia Vision Evening, во время которого глава Ассоциации «Новомедиа» Руслан Кухарчук озвучил миссию Форума. Он продемонстрировал тенденции в мировых СМИ с освещением христианской тематики. На примерах CNN, Fox News, Daily Mail, The Daily Telegraph он показал, как ведущие мировые медиа затрагивают в прайм-тайме и на первых полосах вопросы веры.
Свое выступление Руслан Кухарчук завершил словами: «На Международном форуме «Новомедиа» мы создаем площадку для дискуссии, для общения верующих и неверующих журналистов. Мы здесь собираемся, чтобы вместе решить, как интегрировать вечные ценности и новые медиа. Не стоит вопрос – нужно ли, стоит вопрос – как это сделать?»
Говорить слово Божье через масс-медиа участников Форума в этот вечер мотивировали представители церквей и религиозных организаций.
Суббота
Самым насыщенным был второй день Форума. На двух десятках тематических занятий учили делать успешные печатные издания, писать журналистские расследования и блоги, создавать интерактивное телевидение и реалити-шоу. Также была представлена научная монография о протестантских СМИ в Украине и веселые лекции: об экспериментах журналистских перевоплощений «меняя профессию», о противостоянии социальных сетей Google+ vs Fasebook, о технологиях для завоевания пользователей в Интернете.
Лекцию об информационной политике Русской и Украинской Православной церкви провел Владислав Головин, редактор журнала «Форбс Украина». Он сделал интересный обзор православной периодики – «Фома», «Отрок», «Нескучный сад». В конце лекции Владислав озвучил вывод – «Не хватает общенационального христианского издания, которое бы не только хвалило одну церковь».
Отдельным блоком прошел студенческий Новомедиа-клуб. Учащиеся журналистских факультетов из разных городов Украины представили свои конкурсные работы на тему «Разнообразие религиозной жизни моего региона». Три лучших получили денежные призы. Кроме того пообщаться со студентами в интерактивном режиме пришли журналист Алексей Кутепов (1+1) и телеведущий Андрей Макаренко (5 канал).
Чуть ранее в малом зале Дома кино подвели итоги конкурса «Любовь это…». Среди 11 финалистов жюри выбрало победителя. Им стала Надежда Павлючик из Минска, за короткий фильм «Любовь – это внимание».
Важным событием всего медиа-форума стало ток-шоу на тему «Новые медиа и вечные ценнности». Участниками стали специалисты в сфере печатных СМИ и телевидения — главный редактор журнала «Единственная» Елена Скачко, ведущий 5 канала Андрей Макаренко, заместитель главного редактора газеты «КоммерсантЪ Украина» Андрей Юхименко, журналист 1+1 Алексей Кутепов.
Конструктивная дискуссия о том, как интегрировать вечные ценности и масс-медиа привела к единогласному выводу: игнорирование религиозных интересов своей аудитории – признак непрофессионализма в медиа-профессии. Можно и нужно говорить о христианских ценностях в светских СМИ, но делать это качественно, интересно и хлестко. Только тогда это будут читать, смотреть и покупать.
Концентрированная программа второго дня Форума завершилась вечером отдыха в рамках Novomedia Show. На больших экранах показали неофициальную хронику подготовки первого дня Форума. Для всех гостей мероприятия пели Роман Ващук, Инна Аракелян, дует «Дважды рожденные». До глубины души тронул фрагмент спектакля «Мечта», который в стиле театра теней и пантомимы рассказал о сотворении человека и спасительном подвиге Иисуса Христа. Драйвовый степ танцевали призеры международных конкурсов — артисты шоу-балета «Нарния». А веселый юмор ведущего вечера Алексея Хруса позволил по-настоящему отдохнуть эмоциями после напряженного дня.
Воскресенье
Третий день форума – воскресный – начался утренним богослужением. После поклонения и молитвы проповедовал Стив Вебер, президент Ассоциации милосердия «Еммануил». Он говорил, что каждому Бог дает видение, и это призвание от Господа всегда великое. «Если вы можете исполнять видение без Бога – это не Божье видение. Когда виденье больше, чем мы – нам приходится уповать на Него, и это — самое ценное». Не бояться браться за сложные вещи, верить и реализовывать великие проекты для Господа призвал Стив Вебер, который 20 лет назад прилетел в Украину из США и до сих пор служит в странах СНГ.
Пастор молодежной церкви Skeemans Ольга Потырайло в своем послании на утреннем служении призвала строить новые ресурсы, но с древним посланием: «Мы должны быть смелыми принимать все, кроме греха. Инструменты могут меняться, но виденье и цель должны оставаться».
Арни Фельдстад, исполнительный директор The Media Project, отметил, что это большая привилегия – работать со словом, которое может касаться до глубины души. «Мы имеем привилегию, влиять на тех, кто нас окружает. Никогда не преуменьшайте свою работу как журналист, но являйте через свою работу Бога».
К этому же призвал Игорь Никитин, президент телекомпании ТБН. Он привел данные, насколько много времени люди и в частности дети во всем мире проводят времени у компьютера и телевизора. И кто, как не журналисты несут ответственность за мессиджи, которые люди оттуда получают? «Если вы сидите за компьютером – вы уже средство массовой информации, и вы обязаны использовать его, чтобы изменить чью-то жизнь» — заявил Никитин.
Ток-шоу
В ток-шоу «Церкви и журналисты: есть ли шанс для мира» дискутировали об актуальной теме сотрудничества церквей и светских журналистов – интересна ли околоцерковная тематика в СМИ и как наладить диалог со светскими масс-медиа.
«Церковь должна быть не только открытой, но и живой. А это значит рапортовать не только об успехах, но также не бояться говорить о проблемах. Люди хотят знать, чем живет церковь. Важно признавать ошибки, хотя и не заходить при этом за определенную черту», — сказал участник ток-шоу, религиовед, вице-президент Ассоциации «Духовное возрождение» Михаил Черенков.
«Методы, которые церковь использует для презентации себя миру, часто не отвечают форматам СМИ. У церкви есть что сказать, важно пользоваться современными методами», — подчеркнул еще один гость ток-шоу Ростислав Семиков, председатель правления Альянса христиан-профессионалов.
Представитель православной церкви отец Виталий, сказал, что журналистам стоило бы вместо долгих трансляций праздничных богослужений показывать по телевидению социальную работу церкви. А церкви в свою очередь стоит делать свою информацию интересной для СМИ: «Церковь должна сама подумать, каким образом она может предоставить такую информацию, которая будет действительно интересна жителям нашей страны. Главное, чтобы эта информация была правдивой и не поносила другие конфессии», — завершил отец Виталий.
По результатам дискуссии среди аудитории провели голосование. Присутствующие в зале выстроили основные причины отсутствия диалога церкви и СМИ в порядке убывания: непонимание особенностей друг друга, нежелание контактировать, непрофессионализм.
В этот же день проходили тематические учебные панели о том, как писать стилистически безупречные тексты, как промотировать семейную тематику в СМИ. Говорили в воскресенье также о доверительном маркетинге и правилах полиграфического дизайна.
Итоги
Итог всего масштабного мероприятия был подведен на торжественном закрытии Международного форума «Новомедиа» в воскресенье. Организаторы выразили благодарность всем партнерам, спонсорам и друзьям Форума, а также оргкомитету, благодаря которому все состоялось.
На закрытии прошел розыгрыш подарков. Счастливчики определялись с помощью лотереи. Но тем, кому улыбнулась удача, подарки просто так не отдавали. Обладатели счастливого билета озвучивали отрывки из фильмов, проходили веселые конкурсы на смекалку и артистические способности. Суперприз лотереи – электронная книга Amazon Kindle – уехала в Хмельницкий вместе с победительницей Ириной Максименко.
На Международном форуме «Новомедиа» в течение трех дней собрались журналисты как христианских, так и светских СМИ, представители церквей разных христианских конфессий, редакторы разных СМИ – печатных, он-лайн и телевизионных, делегаты 10 стран мира и участники с различным уровнем квалификации – от студентов до опытных известных журналистов. Все это позволяет утверждать: представительский полилог состоялся. Тема объединения вечных ценностей и новых медиа приобретает широкий профессиональный резонанс.
Среди спикеров были уважаемые специалисты: Александра Адаменко, ведущая программы «Критическая точка» на канале «Украина»; Максим Балаклицкий, редактор интернет-газеты «Путь», Петр Бевза, художник, дизайнер; Ольга Бидненко, редактор телепрограммы «Самый умный»; Леонид Братанчук, продюсер телепроекта «Битва за вакансию», директор студии Lepta TV; Адриан Буковинский, глава благотворительного фонда «Семья»; Максим Бутченко, редактор Интернет-газеты «Все Новости»; Олег Гавриш, специальный корреспондент газеты «КоммерсантЪ Украина»;Валентина Гершаненко, режиссер тв-программы Клуб Суперкнига, ТРК «Еммануил»; Сергей Демидович, автор и ведущий телешоу «Два портфеля» и «Другая перспектива»; Александр Джусупов, креативный продюсер телеканала «Первый Муниципальный» (г. Донецк); Юлия Джусупова , редактор телепроектов «Любов і місто» и «Чисто Хит»; Виктор Елисеев, директор агентства Quattro Media; Наталия Жилинкова, account manager компании Mainstream Communication & Consulting; Татьяна Иванова, продюсер ТРК «Еммануил»; Наталья Караваева, директор по маркетингу и рекламе «ФитКервс»; Алексей Кутепов, автор резонансных телевизионных журналистских расследований; Владимир Марущенко, народный депутат Украины; Елена Мокренчук, директор информационного агентства AlfaPRESS; Андрей Мухин, основатель движения ArtAwaken, режиссер; Геннадий Новиков, главный редактор христианской газеты «Разговор», журнала angel; Андреас Патц, официальный представитель медиа-холдинга «Совершенно секретно» в странах Западной Европы; главный редактор «Международной христианской газеты»; Влад Савицкий, программист, менеджер проектов в компании Shvets Group; Денис Семенюк, глава Интернет-департамента Ассоциации «Новомедиа», генеральный директор хостинговой компании TutHost; Владислав Сила, дизайнер, руководитель рекламного агенства «Медиа Свит»; Дмитрий Синяк, автор книги «Шахрайські експерименти чесного журналіста»; Елена Скачко, главный редактор женского журнала «Единственная»; Артем Скоропадский, корреспондент газеты «КоммерсантЪ Украина»; Николай Сырокваш, ведущий программы «Критическая точка» на канале «Украина»; Ярослав Трофимов, руководитель компании Inspire Metamarketing; Владимир Федощук, генеральный директор компании «Хай-Тек Хаус», системы «Умный дом»; Вадим Чернец , эксперт лаборатории «Сарафанное радио»; Павел Чернявский, PHP-программист, компания «Маркетгид Украина»; Анатолий Шарий, автор резонансных журналистских расследований (From-Ua.com, «Обозреватель»); Андрей Юхименко, заместитель главного редактора газеты «КоммерсантЪ Украина».