Новомедиа Форум 2015: СМИ участвуют в переменах
Лучшие медиаворкеры Украины поговорили о журналистике в условиях гибридной войны, вечных ценностях в работе и роли СМИ в позитивных изменениях внутри страны.
Более 50 спикеров, нетворкинг, острые дебаты, мастер-классы и награждение лучших представителей медиасообщества — такова краткая характеристика Новомедиа Форума 2015, который состоялся в Киеве 5-7 ноября. Предлагаем вместе вспомнить ключевые выступления гостей мероприятия.
День первый
«Участвовать в переменах» — девиз Форума в этом году.По словам президента Ассоциации «Новомедиа» Руслана Кухарчука, медиапрофессия в наше время часто используется. Как в политических, агитационных целях, так и для реализации олигархических бизнес-схем или популяризации в обществе странных идей. Задача журналиста состоит в том, чтобы на такой порядок вещей повлиять: «Изменения начинаются с нас. Не продавать свою лояльность, не заниматься пропагандой, а выходить за рамки мейнстрима, вернуть в профессию мораль, стандарты и вечные ценности — наша социальная миссия», — говорит организатор Форума.
Эксперименты в жизни журналиста
Форум стартовал бодро и динамично. Сразу четыре спикера в течение часа делились знаниями и опытом с молодой аудиторией.Интересной и насыщенной стала дискуссия Юрия Марченко (PLATFOR.MA) и Алисы Якубович об экспериментах в жизни журналиста. Первый ради эксперимента прожил несколько месяцев на минимальную зарплату в 1218 грн. А потом написал интересный материал «о том, как выжить в городе еды и консьюмеризма, не умерев с голоду».
Алиса Якубович пошла дальше. Она забросила престижную работу на 1+1 и отправилась на Филиппины — работать инструктором по кайтсерфингу. Без денег в кармане и планов на будущее. Позже эксперимент привел ее в Лос-Анджелес, а потом в Нью-Йорк: «В жизни журналиста эксперименты архиважны. Удачные, как правило, приносят социальный капитал, новые предложения и новые ресурсы. Неудачные — опыт, возможность двигаться дальше… А еще они приводят к сверхидеям и авторским проектам», — рассказывает Алиса.Она уверена, что настоящий журналист всегда должен находиться в движении. Иначе ему попросту надоест. А в медиапрофессии это смерти подобно.
Еще одна ключевая тема первого дня форума — «Журналистика и добродетель: совместить несовместимое».Не секрет, что журналистика — профессия циничная. Во многом потому, что освещая даже самые жестокие события, профессиональному медийщику нужно оставаться беспристрастным и сохранять хладнокровие. В условиях гибридной войны, кровопролитийи мировых катастроф, информация о жертвах и убитых превращается в статистику. Возможно ли в таких условиях сохранять человечность, рассуждали Федор Щусенко («Говорить Україна»), Светлана Ризноокая (Forum) и Леся Войтицкая (пресс-служба НБУ).
Спикеры сошлись во мнении, что вечные ценности в профессии должны присутствовать: «Профессионализм не исключает человечность. Журналист вправе не только рассказатьисторию своего героя, но и принять в его судьбе участие», — говорит Светлана. Поэтому они занимаются благотворительностью.Леся Войтицкая с помощью обычного поста в facebook находит спонсоров для малообепеченных детей. Светлана Ризноокая организовала общественное неформальное объединение «Медиа инициатива», где вместе с сотрудниками помогает вынужденным переселенцам: «У медийщиков для добрых дел гораздо больше ресурсов — можно устраивать флешмобы, “шерить” информацию в соцсетях и на страничках своих СМИ, собирать таким образом средства. Но важно знать — спасибо вам скажет только один из десяти».
Репортаж из багажника от Светланы Крюковой
Первый день форума завершился не менее интересным спичем.Журналистка-расследователь «Украинской правды» Светлана Крюкова рассказала, как втиралась в доверие к олигарху, кандидату в народные депутаты Геннадию Корбану. Целых два месяца она провела в машине «маршала Гречки», чтобы понять, как делаются грязные выборы. И все ради хорошего материала, который получил огромный резонанс в обществе и плавно перерос в книгу.
«Чтоб герой публикации тебе доверял, нужно быть интересным собеседником, располагать актуальной информацией и хорошо выглядеть, — делится секретами успешного «внедрения» Светлана. – При этом нужно десакрализировать власть в своих глазах и ничего не бояться. Чтоб разговаривать с важными людьми, нужно просто брать телефон и договариваться с ними. Чаще всего оказывается, что вы — первый позвонивший».
На вопрос о беспристрастности журналиста к своему герою журналистка советует: «Когда возникает желание посочувствовать своему политическому герою, показать его с лучшей стороны — делайте шаг назад. Этот маневр помогает посмотреть на ситуацию как бы со стороны, стать безучастным зрителем. А значит — более объективным».
Вечерняя сессия была посвящена теме медиаменеджмента. Об управлении творческим коллективом говорил Илларион Павлюк, соучредитель студии IVORY films. А о новаторстве в телевизионном информационном вещании поведала руководитель службы новостей канала 112 Украина Ирина Малыхина.
День второй
Пятничное утро началось не с кофе, а со знакомства с медийщиками канала 1+1 – Григорием Жигаловым и Станиславом Ясинским. Они говорили о работе журналиста в зоне боевых действий и о том, как взаимодействовать с бойцами и незаконными группировками.
Эстафету подхватили Александр Михельсон («Цензор.Нет») и Мария Строева(РБК, «Вести»). Тема дискуссии не менее актуальна — информационное вещание в период гибридной войны (как не скатиться в пропаганду). К слову, Мария — однозначно самый интересный персонаж этого форума. Потому, что 25 лет проработала на российском ТВ и ушла оттуда сразу после аннексии Крыма. А еще в прямом эфире российского канала заявила, что в Киеве нацизма нет и агрессии тут меньше, чем в Москве.Мария уверена, что украинское СМИ проиграло информационную войну с Россией: «Пока там наступали по всем фронтам, здесь ничего не менялось — та же информационная сетка, те же тихие, стеснительные, шепотливые новости». Она предлагает Украине кардинально менять подход — увеличивать напор, мгновенно реагировать на клевету и ни в коем случае не подстраивать контент под бабушек и домохозяек: «Эта аудитория не меняет облик страны. СМИ должно быть энергичным, ориентироваться на думающего, платежеспособного зрителя, который в состоянии влиять на процессы. Пока этого не произойдет, ТВ будет бесполезным и убыточным», — говорит Мария.Про вечные ценности в медиа добавил Александр Михельсон: «Гибридная война ведется за наши умы. И роль пропаганды в этом деле велика. Но победу она не гарантирует. У нас есть возможность быть честнее — и в стратегическом плане это круче».
Открытая дискуссия
Ключевая тема второго дня – общественное телевидение и радиовещание в Украине. Пул спикеров пополнили эксперты Зураб Аласания (гендиректор Национальной телекомпании Украины), Светлана Остапа (ГО «Телекритика»), Галина Бабий (Украинское радио), Кирилл Лукеренко (Громадське радіо), Руслан Кухарчук (ГО «Новомедиа»). Вели сессию Дмитрий Хоркин и Вадим Мисский.
Первый шаг на пути к объективным медиа уже сделан — государственные компании объединились в общее вещание. «Дальше — больше, — обещает Зураб Аласания, —уже не будет джинсы, пиара депутатов. Только программы для думающей аудитории».
По его словам, миссия общественного ТВ — дать народу право голоса и выбора: «Есть государственные медиа как рупор власти. Есть коммерческие, которые отображают желание владельца. А мы — просто для людей, для всей аудитории». Такие каналы зачастую не рейтинговые. Но в условиях войны или выборов люди доверяют преимущественно им.
Серьезную атмосферу второго дня разбавили Павел Деев (Nevergiveup), король медиахулиганства Александр Барабошко (в народе КрусКрус) и автор популярных мемов Игорь Ревенко. Рассказали о том, как монетизировать блогосферу и распространить нужную информацию без расходов на это.
Параллельно в другом зале – постоянный спикер Форума Максим Бутченко из журнала «Новое время» делился уловками и техниками книгонаписания.
Этот день начался с мотивации. Чтоб участники не заскучали, на сцену вышел Юрий Зеленин — тренер Международного института бизнеса. Его установка для журналистов на будущее: «Хочешь изменить мир к лучшему, начни с себя».
Глотком свежего воздуха стало выступление Алексея Семенова, генпродюсера телеканала NewsOne. В связи с ребрендингом он уже успел наделать шуму своими креативными промо-роликами. «Не пройдет и года, мы станем лидерами информационного вещания в Украине!», — предупреждает Семенов.
Всем желающим запустить собственный продукт Алексей посоветовал ломать стереотипы: «Чем больше вы уходите от формата — тем лучше». А еще идея должна быть простая, перспективная и дешевая, «а то никто денег не даст». Будущее информационное вещание в его представлении — это формат, при котором телевизионный зритель будет управлять процессом: «Эдакая женщина 50+, которая зачастую решает, что мы будем смотреть завтра — изрядно заскучав, сможет подойти к экрану и поуправлять действиями журналистов одним смс или кликом пульта».
Юные медийщики участвуют в переменах
В этом году также не прошли стороной юных медийщиков. Воспитанники студии 33 канала из Хмельницкого вместе со своим руководителем Ириной Максименко посещают Форумы каждый год. На этот раз ребята проявили свои таланты в 6-ти роликах, специально снятых для конкурса «Участвуй в переменах». Именно такой была тема Новомедиа Форума. Опытные жюри после каждого просмотренного видео давали ребятам советы и подчеркивали сильные стороны каждой работы. Конечно же, награды и призы от партнеров, но главным подарком, как говорят дети, был мастер-класс от Константина Мельника, основателя студии «Кипяток продакшн». Молодой режиссер рассказал «Как можно снять профессиональный ролик в обычных условиях.
Новые медиа в Новое время
Финальным аккордом третьего дня стал спич Александра Ольшанского, которого иногда называют директором украинского интернета. Он вполне логично заявил о том, что у традиционных СМИ нет будущего: «ТВ и печатные медиа уже умерли. Вопрос только в том, как быстро мы массово осознаем этот факт», — сказал он. И оптимистично добавил: «Но как только народу понадобятся доверительные источники информации, маятник качнется в обратную сторону».
Торжественным завершением Форума стала церемония награждения Novomedia Awards. Были отмечены восемь редакций и журналистов, которые компетентно освещают в своей работе темы веры, христианских и моральных ценностей.
Запоминающимся стал финальный призыв организатора Форума Руслана Кухарчука: «Новые медиа возникают постоянно, а вечные ценности остаются всегда. Они не подвластны никаким новым технологиям, форматам и решениям».
Новомедиа Форум состоялся также благодаря поддержке многих партнеров, которые внесли свою часть помощи в организацию и проведение мероприятия. Организаторы Форума очень благодарны за их участие в миссии Форума «Новые медиа и вечные ценности».
Читайте также:
Люди-эксперименты на Новомедиа Форуме
Журналистика и добродетель: совместить несовместимое
Журналісти VS блогери: хто кого?
Актуально сегодня: журналистика и война
Масс-медиа для христианской аудитории
Суспільне телебачення та радіо — тема сесії на Новомедіа Форумі 2015
Донбас и Крым: жива ли там журналистика?
Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь
Пресс-центр Новомедиа Форума